Что такое SWOT-анализ, зачем он интернет-магазину и как его проводить

Каждый шаг в бизнесе нужно тщательно обдумывать, соотносить с различными внутренними, внешними факторами. Только в таком случае стоит рассчитывать на успешный результат. Отличной базой для принятия решений служат данные, получаемые в процессе анализа SWOT. Маркетологи называют его одним из наиболее эффективных методов стратегического планирования.

SWOT-анализ: понятие и составляющие термина

Swot analysis – методика оценивания текущей ситуации, дальнейших перспектив компании, основывающаяся на раскрытии разносторонних факторов, которые влияют на развитие бизнес-проекта. Подобная форма исследования не требует особой подготовки, наличия обширных баз данных. Сотруднику, занимающемуся анализом, достаточно четко понимать направление деятельности, располагать подробной информацией о компании.

При проведении SWOT имеющуюся информацию обобщают, тщательно анализируют, структурируют. Выявленные аспекты влияния делятся на четыре отдельных категории. Их значение расшифровывает аббревиатуру термина:

  1. S – ключевые преимущества, сильные места (strengths).
  2. W – наиболее слабые, уязвимые точки (weaknesses).
  3. O – потенциальные возможности (opportunities).
  4. T – вероятные риски (threats).

Группа из первых двух факторов S и W отражает внутреннее состояние фирмы – финансирование, местоположение, бизнес-процессы, кадровые ресурсы. Данные нюансы компания может прорабатывать и менять самостоятельно.

Вторая группа O и T выделяет обстоятельства внешней среды – потребности целевой аудитории, экономические тенденции, взаимоотношения с партнерами, поставщиками. Организация зависит от окружения, но не влияет на него напрямую.

Первоэлементом для составления стратегии развития считается комбинация S+O. Сочетание W+T – ограничения, которые предстоит преодолеть.

анализ матрица

Появившись в 1965 году благодаря известному профессору К. Эндрюсу, SWOT-анализ успешно используется и сегодня. Методология позволяет получить наглядную структурированную обрисовку ситуации – SWOT-матрицу. На основании выведенных сведений управленцы делают правильные выводы, принимают обдуманные решения, выстраивают максимально продуктивные бизнес-стратегии.

Инструмент универсален, применим практически к любой сфере. В качестве предмета исследования выступают коммерческие фирмы, отдельно взятые продукты, услуги, государственные учреждения, область, город, страна. Часто данный способ используется для самоанализа – оценивания перспективных сторон в профессиональном, личностном развитии.

В случае с интернет-магазином ситуационный анализ помогает справиться со следующими задачами:

  • дать реальную оценку состояния дел на текущий момент;
  • систематизировать информацию, определить взаимосвязь между проблемами и возможностями, уязвимыми и мощными сторонами бизнеса;
  • оценить внутренний потенциал, ресурсы магазина;
  • выявить плюсы, минусы по отношению к фирмам-конкурентам;
  • обозначить главные направления развития, поставить конкретные цели;
  • спрогнозировать возможность негативного/позитивного влияния со стороны окружения;
  • найти способы укрепления слабых точек;
  • сформировать систему защиты от потенциальных угроз;
  • спланировать пошаговую схему реализации бизнес-стратегии;
  • создать логическое, согласованное руководство по расширению, усилению конкурентных преимуществ.

Инструмент используют для комплексного анализа интернет-магазина, товарного ассортимента, отдельных категорий продукции, изучения конкурентов в нише, оценивания уровня квалификации конкретных сотрудников, отделов. В исследовании участвуют организационные, технические, финансовые, маркетинговые группы факторов, имеющие значение в ходе реализации идей.

матрица

Плюсы, минусы метода для интернет-магазина

Популярность рассматриваемого метода в маркетинге и менеджменте связана с множеством преимуществ подобного анализа:

  • эффективность применения;
  • простота выполнения;
  • отсутствие необходимости в специализированной подготовке, профильном образовании;
  • гибкость, универсальность инструмента;
  • свободный выбор анализируемых компонентов, исходя из актуальных целей;
  • быстрое выявление информации для долгосрочного стратегического планирования и оперативной оценки;
  • наглядность показателей.

Ключевая задача методики – дать описание сложившейся ситуации. В дальнейшем справочная информация подталкивает аналитика к выработке полезных рекомендаций, расстановке правильных приоритетов, формированию выводов, ответов на актуальные вопросы.

Swot-анализу характерен ряд недочетов. Следует учесть, что метод:

  • отражает исключительно общие аспекты без учета временных факторов;
  • не показывает развитие компании в динамике, результаты требуют частого пересмотра для отслеживания стремительных изменений рынка;
  • содержит качественные показатели, игнорирует количественные параметры, точные цифры;
  • является достаточно субъективным, зависит от персональной точки зрения, уровня познаний сотрудника, осуществляющего исследование.

SWOT не заменяет отслеживание динамики, временных факторов. Чтобы компенсировать указанные выше недостатки, необходимо сочетать анализ с дополнительными маркетинговыми инструментами, создавать работающие связки.

Для получения более качественных результатов важно прилагать усилия, задействовать максимум разносторонних данных, изучать информационные массивы перекрестных сфер, избегать субъективного мнения, учитывать оценки экспертов отрасли. Выполнять исследование желательно ежегодно.

Поводы для применения SWOT-анализа

Составление матричной таблицы SWOT эффективно в таких случаях:

  1. Первоначальная оценка ситуации. Позволяет увидеть тенденции и положение рынка, понять перспективы онлайн-магазина, определить необходимые для развития ресурсы, подобрать оптимальные варианты для достижения целей, предотвратить возможные проблемы.
  2. Исследование окружения. Способствует выяснению доминантных факторов влияния на бизнес.
  3. Стратегическое планирование. Помогает выделить ключевые направления развития компании, наметить продуктивные стратегии продвижения, сформировать план действий на определенный период.
  4. Проведение конкурентной разведки. Оказывает содействие в наиболее полном изучении фирм, составляющих конкуренцию для интернет-магазина.

конкуренты анализ

Применяйте ситуационный анализ, если необходимо собрать максимальное количество фактов, создать статистическую картинку, сделать наброски, набить базовый чек-лист для совершенствования деятельности торговой площадки.

Оперативно отслеживать динамичные изменения в целевом секторе рынка с помощью данного метода не выйдет.

Методология и основные правила проведения анализа

Существует пять правил, предопределяющих эффективность swot-анализа:

  1. Концентрируйтесь на конкретном сегменте. По каждому стратегическому вопросу лучше составлять отдельные swot-матрицы, фокусируясь на мелких деталях.
  2. Акцентируйте внимание на объективности. Поручайте проведение исследовательских мероприятий группе сотрудников, маркетологов, незаинтересованных сторонних наблюдателей. Учитывайте разные мнения, подкрепляйте суждения доказательствами – статистикой, отчетами, данными дилеров, отзывами покупателей.
  3. Выбирайте приоритетные факторы. В итоговую таблицу следует заносить показатели, имеющие первоочередное значение в развитии интернет-магазина.
  4. Ориентируйтесь на покупателя. Убеждайтесь в реальности сформированных позиций. Сильные и слабые стороны называются таковыми на основании мнения потребителя.
  5. Остерегайтесь размытых, неоднозначных формулировок. Анализ будет полезным при условии точных утверждений. Пространственные значения серьезно ослабляют его, ставят под сомнение целесообразность метода.

правила анализа

Как провести SWOT-анализ интернет-магазина: наглядный пример

Ситуационный анализ компании состоит из нескольких последовательных этапов. Рассмотрим их особенности на примере. Приведенные ниже показатели условны и даны для общего понимания принципов метода.

Подготовительный этап

Первый шаг – доскональное исследование сегмента, в котором работает магазин. Главные задачи – собрать мнения покупателей, проанализировать деятельность конкурирующих компаний, реализующих похожие товарные позиции.

Выделяются ключевые факторы для проведения аналитической работы. Например:

  • потребительские свойства;
  • степень узнаваемости продукции;
  • имидж бренда;
  • лояльность ЦА;
  • широта ассортиментной линейки;
  • стоимость товара;
  • качество упаковки;
  • месторасположение компании.

С целью получения наиболее объективной картины подключаются данные о текущих и прогнозируемых трендах, изучаются покупательские привычки, рыночные тенденции, структура сбыта, барьеры на пути к полноценному захвату ниши.

этапы анализа

Анализ внутренней среды

За общими подготовительными мероприятиями следует непосредственная аналитическая часть. Проводится внутренний маркетинговый аудит, опрос клиентов, персонала магазина. Оцениваются аспекты, влияющие на конкурентоспособность товаров. На базе этой информации формируются списки из сильных и слабых точек компании.

Выявленные слабости интернет-магазина:

  • отсутствие системы мотивации, стимулирующей сотрудников;
  • высокая текучка кадров;
  • ограниченный товарный ассортимент;
  • недостаточно качественная обратная связь;
  • нехватка опытных маркетологов в штате.

Сильные стороны:

  • большой опыт, положительная репутация на рынке;
  • известность распространяемых товарных брендов;
  • налаженные регулярные поставки продукции напрямую от производителей;
  • доступные цены;
  • выгодные бонусные программы для постоянных покупателей;
  • отправка продукции в день заказа.

Анализ внешней среды

Следующий этап – изучение окружающей среды, выделение внешних факторов, взаимосвязанных с уровнем продаж магазина. Выявляются возможности, за счет которых можно увеличить обороты и прибыль, а также угрозы, препятствующие получению стабильной выручки.

Потенциальные возможности интернет-магазина:

  • пополнение ассортиментного ряда;
  • наем высококвалифицированных кадров, специализирующихся в области маркетинга;
  • введение премиальных и бонусов для сотрудников, превышающих плановые объемы продаж;
  • расширение клиентской базы.

Вероятные угрозы:

  • экономический кризис в стране, ограниченные доходы населения;
  • стремительное увеличение количества конкурентных интернет-магазинов;
  • резкое изменение тенденций потребительского спроса;
  • подорожание курса валют, рост закупочной стоимости товара.

внутренняя и внешняя среда

Структурирование полученных данных

Собранные сведения структурируются. Выделенные параметры заносят в таблицу, состоящую из четырех квадратов. Данные об угрозах, возможностях, силах и слабостях размещают в отдельных ячейках. Последовательность факторов зависит от уровня их важности.

Формирование стратегических выводов

После фиксации стратегически важных сведений приступают к формулировке выводов. В процессе выясняются:

  1. Ключевые преимущества онлайн-магазина.
  2. Методы применения и укрепления сильных сторон.
  3. Способы нейтрализации существующих угроз.
  4. Пути развития возможностей.
  5. Варианты скрытия недостатков, которые на данный момент нельзя устранить.

Вся аналитическая работа, осуществляемая в ходе swot-анализа, направлена на закрепление и улучшение конкурентных качеств продукции, сокращение внешних угроз, выявление эффективных схем повышения продаж.

В представленном примере показатели S, W, O, T балансируют, что говорит о довольно стабильных условиях функционирования компании. Поработав над некоторыми слабостями, магазин сможет легко повысить свои позиции на рынке.

Заключение

Ситуационный анализ прорисовывает четкую картину действительности. Имея актуальную матричную сводку SWOT, вы увидите сильные места, преимущества интернет-магазина, на которые стоит делать ставки, сможете использовать возможности, благоприятствующие развитию дела.

Понимание слабых точек и вероятных рисков даст отличный шанс вовремя предотвратить связанные с ними проблемы. Однако помните, в отдельности метод мало информативен. Обязательно комбинируйте его с прочими маркетинговыми и управленческими инструментами.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Ремаркетинг интернет-магазина: разновидности, преимущества и особенности настройки

18.12.2018
Интернет-магазинам, которые умеют возвращать уже бывавших на сайте пользователей, практически всегда удается многократно увеличить объемы продаж и выжать максимум возможной...

Способы тестирования персонала и его роль в развитии онлайн-магазина

13.12.2018
Психодиагностические методики, называемые тестированием, - путь к эффективному управлению человеческими ресурсами. Мы собрали лучшие тесты, способы оценки трудового потенциала для...

Как организовать удаленное собеседование для сотрудников интернет-магазина

11.12.2018
Персонал – это лицо компании. Часто бывает, что из-за невежливости, невнимательности или прочих недочетов одного работника в компании возникают крупные...

Как и зачем персонализировать интернет-магазин: эффективные способы и примеры

07.12.2018
Из общего количества пользователей, посещающих интернет-магазин, реальными покупателями становятся всего около 3%. Чтобы увеличить эту цифру и получить практически гарантированный...

Как уладить недовольного клиента интернет-магазина?

04.12.2018
Любой коммерческий проект рано или поздно сталкивается с распространенной проблемой – негативными отзывами, жалобами, возражениями, такова реальность онлайн-бизнеса. В среднем...

Как найти менеджера, который умеет продавать - подробная инструкция

29.11.2018
Менеджеры являются сотрудниками, отвечающими за рост объема продаж, повышение лояльности клиентов, предоставление компетентной консультативной помощи. Интернет-магазин нуждается в квалифицированных кадрах,...

Эффективность интернет-магазина: 8 основных метрик KPI

27.11.2018
Понимание реальной картины текущего состояния дел в бизнесе дает возможность вовремя усилить слабые точки, предотвратить возможные риски, подкорректировать методы достижения...

Сарафанное радио как эффективный метод продвижения интернет-магазина

22.11.2018
Для получения максимальной отдачи следует задействовать разные методы продвижения интернет-магазина. На пользу бизнесу могут пойти и неформальные маркетинговые приемы, практически...

Золотой сезон или все о том, как подготовить интернет-магазин к старту новогодних продаж

20.11.2018
Предновогодние праздники – высокий сезон продаж. В этот период прибыль, средний чек интернет-магазина повышаются минимум на 50-70%. Сегодня мы расскажем...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению