Как организовать удаленное собеседование для сотрудников интернет-магазина

Персонал – это лицо компании. Часто бывает, что из-за невежливости, невнимательности или прочих недочетов одного работника в компании возникают крупные неприятности и масштабные потери. Закончиться это может материальными убытками из-за оттока клиента и снижения продаж товаров, а также потерей репутации. Поэтому к подбору персонала стоит отнестись со всей серьезностью.

Виды собеседования для подбора персонала в интернет-магазин

Собеседование является важным этапом в организации эффективного поиска сотрудников для разных типов бизнеса, в том числе и онлайн-торговли. Личная беседа с кандидатом дает возможность определить, подходит ли он на должность, и позволяет найти квалифицированный персонал для развития бизнеса в сети.

Сегодня существует несколько видов собеседований для поиска ответственного сотрудника с набором подходящих качеств:

  • очная: личная встреча;
  • удаленная: по телефону, скайпу, почте, мессенжеру (современным способам связи).

Очная форма считается классическим способ изучения соискателя. На такой встрече можно составить общее впечатление о будущем сотруднике, почувствовать энергетику, ощутить атмосферу, которую он способен создавать. На личной встречи легче установить контакт, посмотреть в глаза собеседнику, увидеть уверенность, настрой человека. Также на очном собеседовании удается детально рассмотреть внешний вид соискателя, что тоже говорит о многом, к примеру, о том, насколько он заинтересован в вакансии и желает понравиться работодателю. Однако из этого правила есть исключения. Претендент на новую вакансию также имеет возможность не просто побывать на встрече, а увидеть нечто больше: условия работы, частично познакомиться с коллективом и составить свое впечатление о привлекательности рабочего места.

Дистанционное собеседование проводится в виде:

  • общения в формате аудио;
  • видеоконференции (Skype, Viber, иные программы с наличием аналогичных опций);
  • переписки.

Переписка – самый малоинформативный способ изучения кандидата на вакантное место. Письмо не даст правдивой информации, с большой вероятностью исказит данные. Телефонный звонок позволит услышать голос, тон, манеру, грамотность речи и установить другие факты. Это уже неплохой аргумент, помогающий сделать вывод, составить портрет о будущем сотруднике. Видеоконференция считается наиболее приближенным вариантом к классическому собеседованию, считается самой эффективной формой дистанционной встречи с претендентом на работу.

Удаленная беседа с будущим работником открывает множество дополнительных преимуществ для работодателя, к примеру, таких:

  1. Экономия средств (не нужно выделять деньги на создание условий, чтобы провести беседу с кандидатом на одну из должностей: оплачивать расходы на проезд, арендовать дополнительное помещение для проведения «кастинга» на рабочее место).
  2. Экономия времени (обычно при личной встрече разговор может затянуться. При удаленном собеседовании реже нарушают заранее оговоренные временные рамки, даже по причине наличия таймера на экране).

Для соискателя также открывается много плюсов проведения удаленной встречи:

  1. Экономия средств (не нужно тратить деньги на проезд, распечатку портфолио, солидный костюм и прочие принадлежности, чтобы произвести впечатление).
  2. Экономия времени (не потребуется тратить время на дорогу к офису и обратно, достаточно своевременно выйти на связь).
  3. Снижение волнения (кандидат может заранее приготовиться, выбрать комфортную обстановку, удачный ракурс камеры и подготовить фон, чтобы онлайн-встреча прошла безупречно. Отсутствие незнакомой обстановки позволяет максимально сконцентрироваться на задаче, не отвлекаться на факторы, снижающие внимание, а также побороть волнение).

Есть небольшие минусы онлайн-собеседования. К примеру, наличие технических сбоев при соединении. Фактически связь зависит от Интернет-соединения, а также аппаратуры. Если что-либо из перечисленного выйдет из строя, тогда дистанционное общение не состоится. Хотя часто неполадки сети случаются не по вине сторон встречи, но такая ситуация способна сформировать негативное первое впечатление. В современности подобную проблему можно оперативно устранить, связаться позже. Все же удаленную беседу можно считать идеальным вариантом и для работника, и для компании, которая его ищет.

виды собеседований

Кто должен проводить собеседование в интернет-магазин?

Некоторые убеждены, что к кандидатам на удаленную работу требования намного проще. Это мнение является заблуждением. На самом деле от сотрудника, который является частью команды, так сказать «за кадром», работодатели ожидают полной отдачи. Так, клиент может лично не видеть консультанта интернет-магазина или работника склада, однако если консультант некомпетентен в вопросе, не знает ассортимент, а работник склада перепутает и положит в посылку не тот товар, то в первом и во втором случае дело придется иметь с некачественным сервисом. Результат: недовольный клиент, жалобы, негативные отзывы и другие неприятности.

Избежать подобных конфликтных ситуаций не всегда удается даже с очень опытными сотрудниками. Но вероятность их появления существенно уменьшается, по сравнению с ситуацией, если принять человека на работу без собеседования (по знакомству, рекомендациям). Такое часто бывает из-за спешки, экономии времени, боязни потерять прибыль.

С пониманием полной ответственности такого процесса доверять поиск и подбор кадров можно только компетентному лицу. Это может быть:

  • персонально руководитель/владелец онлайн-магазина (в небольших магазинах этот вариант наиболее распространен);
  • помощник руководителя или его правая рука (человек, который в курсе большинства дел фирмы);
  • начальник отдела, в который требуется работник (должностное лицо знает лучше, какой именно сотрудник необходим в отдел, поэтому может прекрасно справиться с задачей);
  • квалифицированный специалист – менеджер по подбору персонала (универсальный вариант, пользуется популярностью в средних и крупных интернет-магазинах);
  • другое лицо, которому руководитель доверил миссию отбора.

В некоторых случаях в интернет-магазине несколько человек проводят удаленную встречу с претендентом на должность, например, владелец онлайн-бизнеса и менеджер по персоналу. Психологи не рекомендуют комбинированный способ отбора, так как это считается скрытым психологическим давлением на соискателя, расценивается претендентом следующим образом: их много, а я один. Кандидат на вакансию в созданных условиях может вести себя неестественно. Да, теоретически принимать решение может хоть вся команда, но проводить саму процедуру должен только один человек.

этапы собеседования

Основные правила проведения собеседования

Руководителю или другому лицу при проведении онлайн-беседы с претендентом на работу стоит придерживаться следующих правил:

  1. Тщательно подготовиться к мероприятию: сформировать четкий список требований к кандидату, без подводных камней, чтобы на объявление отзывались подходящие кандидаты.
  2. Придумать формат собеседования. В своем объявлении нужно писать не просто просьбу связаться по скайпу, другим удобным способом, важно обозначить формат собеседования, например, видеоконференция. Об этом можно не уведомлять заранее, а сообщить важную информацию при личном звонке кандидату.
  3. Обеспечить быстрый отклик на резюме – одно из классических требований для собеседований разных типов. Квалифицированные специалисты в наше время ценятся высоко, однако и они в свое время искали работу. К вам может обратиться ценный работник, но вы можете потерять его, связавшись с ним поздно. Вероятность того, что претендент долго будет ждать ответа из одного интернет-магазина и сидеть без работы, очень низкая.
  4. Назначить дату онлайн-собеседования (число месяца и время, к примеру, понедельник, 14 00). Важно не опаздывать.
  5. Сообщить о длительности онлайн-встречи и ее приблизительном содержании. Важно не напугать специалиста, а расположить его. Поэтому стоит предупредить его, что онлайн-общение будет длиться около 15 минут (это оптимальное время для проведения встречи такого плана). Во время конференции будет общение по поводу работы.
  6. Ознакомиться с резюме. Наверняка в ваших требованиях содержится просьба о предоставлении портфолио кандидатов, демонстрации примеров работы, отзывов или рекомендаций с предыдущей работы. Заранее изучите все, что предоставил кандидат. Просмотрите его резюме, свяжитесь с руководством из предыдущей работы, если соискатель указал номер его телефона в отклике на вакансию.

На удаленной встрече с кандидатом на должность стоит расположить человека, создать непринужденную обстановку, избегать вопросов личного характера, которые не относятся к профессии. В современном мире ценные работники стали свободными, уверенными в себе, поэтому часто именно они выбирают для себя «место под солнцем», а не только работодатель. Поэтому организатору онлайн-беседы стоит заранее подготовиться к тому, что кандидат будет не только отвечать на вопросы, а и активно задавать их.

Вопросы работодателю

ТОП-7 эффективных методов проведения собеседования

Предлагаем ТОП-7 действенных способов для организации собеседования:

1. Комбинированный отбор. Существует несколько хитростей проведения удаленной встречи для руководства интернет-магазина, позволяющие обойти важную рекомендацию – общение кандидата один на один с работодателем. В кадре может находиться менеджер, а за кадром целая команда сотрудников. Соискатель не увидит группы поддержки, не испугается, будет вести себя непринужденно. Также конференцию можно записать при помощи специальной программы, скачав ее из интернета. Видео можно будет просматривать во время принятия остаточного решения, при спорной ситуации или просто банально тогда, когда кандидатов так много, что некоторые факты о персонах, которые выяснились в ходе собеседования, нужно возобновить («освежить») в памяти. Видеозапись можно показать эксперту по физиогномике, который по выражению лица определит, насколько искренним и честным был соискатель.

2. Вопросы как способ изучения навыков и способностей собеседника. Не стоит изобретать трудные головоломки, задавать какие-то банальные вопросы, например, кем видит себя соискатель через 5 лет. Спросите что-то реальное, связанное с деятельностью интернет-магазина. Пример вопроса для соискателя на должность менеджера по работе с проблемными клиентами: «Мы часто сталкиваемся с проблемой несоответствия оттенка изделия в онлайн-витрине и тона реальной одежды, которую получают клиенты. Как вы бы могли успокоить такого покупателя, если знаете, что искажение оттенка – это не ваша вина, а причина настроек монитора». Внимательно выслушайте ответ. Его будет достаточно, чтобы принять решение.

3. Тестирование. Можно заранее подготовить небольшое тестирование личностных или профессиональных качеств соискателя и предложить пройти его сразу после завершения общения. Выслать информацию можно на электронную почту. Заодно проверите старательность, пунктуальность и заинтересованность кандидата в получении вашей работы.

этапы создания тестов

4. Провокация. Если вам нужно проверить стрессоустойчивость или иные качества нового персонала, тогда при его отборе смоделируйте какую-то ситуацию или задайте провокационный вопрос, например: «Что бы вы делали в ситуации, если действия, которые просит сделать руководитель, заставляют вас нарушить закон?»

5. Собеседования «наоборот». Ничто лучше не расскажет о претенденте на работу, как он сам. Поделите общение на две половины, первую – вы задавайте вопросы, а вторую посвятите соискателю, дайте ему полную свободу, сказав: «У вас наверняка появилось много вопросов к нам, я с удовольствием на них отвечу». Обратите внимание, отсутствие вопросов – плохой знак, свидетельствующий о низкой заинтересованности в вакансии.

6. Наблюдение. Если вы хотите узнать о человеке, наблюдайте за его внешним видом, одеждой, жестами и даже взглядом.

7. «Читайте между строк». Некоторые первоклассные специалисты порой из-за волнения не могут проявить свои достоинства или достаточно скромны, чтобы рекламировать свою кандидатуру на собеседовании. Тогда это еще не повод отказывать человеку, особенно если его должность не предполагает личного контакта с клиентами, например, контент-менеджер интернет-магазина. Изучите его резюме повторно, возможно, перед вами перспективная личность.

Выбирая подходящий метод для онлайн-собеседования, учитывайте особенности работы и возможности интернет-магазина. Размещайте правдивые сведения в объявлении. Удачи!

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Как бороться текучестью кадров в интернет-магазине

15.01.2019
Потеря сотрудников может оказать негативное влияние на работу интернет-магазина: экономическая эффективность, микроклимат в коллективе. Как предупредить текучесть кадров? Какие меры...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин одежды

10.01.2019
Открытие собственного онлайн-бизнеса требует финансовых вложений, много свободного времени, хороших идей и их грамотной реализации. Успех будущего проекта зависит от...

Вирусный контент, как способ увеличения продаж в интернет-магазине

26.12.2018
Без соответствующего трафика интернет-магазин не получит высокой конверсии, а, следовательно, и прибыли. Поэтому главная цель любой стратегии продвижения коммерческого ресурса...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин косметики

25.12.2018
Открыть собственный интернет-магазин – довольно прибыльное и выгодное дело. Это подтверждает постоянный рост популярности онлайн-покупок. Однако с момента появления бизнес-идеи...

Виды рабочих конфликтов и способы их урегулирования

20.12.2018
Трудовой коллектив может дестабилизировать неправильное руководство, отсутствие четко поставленной цели, конфликты. Последний фактор самый опасный, он оказывает негативное влияние на...

Ремаркетинг интернет-магазина: разновидности, преимущества и особенности настройки

18.12.2018
Интернет-магазинам, которые умеют возвращать уже бывавших на сайте пользователей, практически всегда удается многократно увеличить объемы продаж и выжать максимум возможной...

Способы тестирования персонала и его роль в развитии онлайн-магазина

13.12.2018
Психодиагностические методики, называемые тестированием, - путь к эффективному управлению человеческими ресурсами. Мы собрали лучшие тесты, способы оценки трудового потенциала для...

Как и зачем персонализировать интернет-магазин: эффективные способы и примеры

07.12.2018
Из общего количества пользователей, посещающих интернет-магазин, реальными покупателями становятся всего около 3%. Чтобы увеличить эту цифру и получить практически гарантированный...

Как уладить недовольного клиента интернет-магазина?

04.12.2018
Любой коммерческий проект рано или поздно сталкивается с распространенной проблемой – негативными отзывами, жалобами, возражениями, такова реальность онлайн-бизнеса. В среднем...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению