Как привлечь сезонный персонал в интернет-магазин: правила поиска и секреты адаптации сезонных сотрудников

В преддверии праздников, крупных распродаж и обновления коллекций владельцы интернет-магазина сталкиваются с проблемой: сотрудники не успевают принимать, обрабатывать и собирать заказы. В результате интернет-магазин начинает получать негативные отзывы и терять клиентов – такую ситуацию допускать нельзя. В этом случае на помощь может прийти наем сезонного персонала, о чем мы расскажем прямо сейчас.

Что такое сезонный персонал?

Сезонный персонал – сотрудники, принятые в штат через срочный трудовой договор. Практика актуальна не только для интернет-магазинов, но и для всех сфер, особенно для сельскохозяйственного и агропромышленного сектора. Сезонный (временный) персонал – отличное решение для предпринимателей, которые хотят обеспечить стабильную работу интернет-магазина во время максимальной загрузки. Такой подход позволяет решить несколько стратегических задач:

  • экономия на персонале в период низких продаж;
  • своевременная обработка, сборка и выдача заказов во время высокого сезона;
  • возможность посмотреть на персонал в процессе работы. Вероятно, некоторым сезонным сотрудникам предприниматель захочет предложить постоянную работу;
  • широкий выбор способов оплаты, а также возможности для управления ставками с учетом задач, выработки и опыта;
  • решение текущих проблем и форс-мажоров, связанных с массовым увольнением персонала;
  • оценка и пересмотр кадрового состава во время масштабирования бизнеса, расширения ассортимента или добавления новых услуг.

Чаще всего владельцы интернет-магазинов привлекают персонал для выполнения простых задач:

  • онлайн-консультанты;
  • сотрудники склада: упаковщики, грузчики, транспортировщики, иные;
  • водители с персональными автомобилями для доставки заказов, а также экспедиторы;
  • кадры для наполнения и обновления сайта интернет-магазина;
  • менеджеры по коммуникации с клиентами, другие.

Люди, готовые занять вышеперечисленные вакансии, выполняют большие объемы задач, поэтому их нужно будет обеспечить рабочим местом, оборудованным всем необходимым. Некоторые специалисты постоянно заняты на сезонных работах, другие рассматривают их исключительно как подработку. В последнем случае речь идет об индивидуальных графиках, позволяющих совмещать основную и дополнительную деятельность. Однако сотрудничество с сезонным персоналом имеет ряд минусов:

  • временные работники не заинтересованы в карьерном росте;
  • персонал автоматически выполняет поставленные задачи, не ориентируясь на успех бизнеса нанимателя;
  • возможно длительное обучение, существенно замедляющее рабочие процессы;
  • возможно халатное отношение к должностной инструкции;
  • персонал не имеет финансовой мотивации, главная цель – получение оговоренного вознаграждения.

Цикл движения персонала 

Цикл движения персонала 

Поэтому во время поиска стоит тщательно прорабатывать разные направления, что позволит выбрать лучшие кадры. Если после окончания сезона предприниматель останется доволен выполненной работой, то стоит сохранить контактные данные лучших сотрудников, которых можно будет нанимать периодически, минуя процесс поиска и период адаптации.

Какие требования стоит выдвигать к сезонному персоналу?

Требования к персоналу напрямую зависят от задач, которые он будет решать. Желательно наличие опыта работы в конкретной сфере, в противном случае человек будет обучаться по ходу выполнения поставленных задач. Это не критично для труда, который не требует высокой квалификации, но разрушительно для многозадачных сфер. Поэтому сотрудники должны отвечать минимальному набору требований, которые можно назвать стандартными:

  • честность, инициативность;
  • отсутствие судимостей и других проблем с законом;
  • пунктуальность, ответственное отношение к работе;
  • отсутствие обстоятельств, которые будут мешать выполнить поставленные объемы задач;
  • минимальный опыт работы в сфере интернет-продаж или быстрая обучаемость;
  • готовность к неполной занятости и оплачиваемым переработкам.

До привлечения персонала необходимо получить консультацию бухгалтера и юриста по кадровым вопросам, которые помогут решить вопрос с оплатой труда и налогами, а также с оформлением сотрудников. Предприниматель должен помнить о том, что за неоформленных сотрудников и иные виды махинаций придется заплатить штраф, размер которого равен тридцатикратной минимальной зарплате (около 142000 гривен на данный момент).

Где искать сезонный персонал, на что обратить внимание при выборе?

Существует несколько способов поиска временного персонала:

  • через кадровые агентства;
  • через сотрудников, которые работают в интернет-магазине постоянно;
  • через профильные ресурсы.

Каждый способ имеет сильные и слабые стороны. Например, рекрутеры обеспечат интернет-магазин подходящими сотрудниками и помогут решить юридические вопросы, однако их услуги стоят недешево. При минимальном бюджете стоит рассмотреть самостоятельный поиск персонала. Разберем все это более детально.

1. Поиск временного персонала через рекрутинговые агентства

Кадровые агентства – настоящая палочка-выручалочка для владельца интернет-магазина, который заинтересован в квалифицированном и продуктивном персонале. Рекрутеры осуществляют подбор сотрудников с учетом массы факторов, а также требований заказчика, что обеспечивает отличный результат. В базе кадровых агентств хранятся тысячи контактных данных, поэтому может быть выполнен подбор обычных и дистанционных сотрудников, а также тех, которые готовы к нестандартным условиям (ночные смены, оплачиваемая переработка, обучение, дресс-код, иные).

Рекрутинговое агентство

Главный плюс заключается в том, что рекрутеры собирают досье на каждого человека, который попадает в их базу. Заказчик может быть уверен, что в его коллектив не будет направлен нечестный или безответственный человек. Рекрутеры собирают сведения о предыдущих местах работы, выясняют обстоятельства увольнений или причины, из-за которых человек не отработал весь сезон. Выбранные сотрудники будут на все 100% соответствовать требованиям заказчика. Также представители агентства могут обеспечить кратковременное сопровождение персонала, поверхностное обучение или замену кадров по заявке предпринимателя. Услуги стоят недешево, однако всеми вопросами, связанными с новым персоналом, будут заниматься рекрутеры, освобождая предпринимателя от этих непростых обязанностей.

2. Поиск временного персонала через штатных сотрудников

Для выполнения простых задач, например, упаковки товаров или сборки заказов, можно искать сотрудников через штатных специалистов. У каждого из них есть родственник-студент, знакомый человек пенсионного возраста или тот, кто находится в поисках работы. За несколько недель до старта активных продаж предприниматель может попросить персонал порекомендовать кандидатуры для временной работы.

Способ эффективен только в том случае, если речь идет о вакансиях, не требующих узких профессиональных знаний или особых навыков. До заключения договора рекомендуется провести интервьюирование или дистанционное собеседование, чтобы понять, подходит человек или нет. Штатный персонал старается рекомендовать хорошо знакомых и ответственных людей, беря на себя роль поручителя, поэтому чаще всего удается избежать проблем. Однако такой подход нельзя назвать надежным, самостоятельно проверить анкету соискателя не получится, поэтому придется верить человеку на слово.

Основные этапы по подбору персонала

Основные этапы по подбору персонала 

3. Поиск временного персонала на профильных ресурсах

Сегодня доступно большое количество сайтов, на которых можно размещать как вакансии, так и резюме. Предприниматель может разместить объявления на разных площадках, указав в них требования к:

  • возрасту и полу;
  • семейному положению;
  • количеству свободного времени, которое необходимо для выполнения поставленных задач;
  • квалификации и опыту работы;
  • уровню образования (начальное, среднее профессиональное, высшее);
  • возможностям, если речь идет о найме удаленного персонала. В этом случае сотрудник должен иметь мобильный телефон, компьютер или планшет, а также тихую зону для решения рабочих вопросов.

Наравне с требованиями стоит прописать условия работы, иначе вакансией никто не заинтересуется. Чаще всего в таких объявлениях указывают предполагаемый график, возможные переработки, примерный уровень заработной платы, а также акцентируют внимание на юридическом оформлении трудовых отношений. Также стоит указать предпочтительный канал коммуникации:

  • звонок нанимателю для обсуждения деталей сотрудничества;
  • отправка резюме на электронную почту;
  • заполнение анкеты-вопросника. Последнюю можно сформировать, используя сервис Google Формы.

После анализа поступивших заявок необходимо связаться с лучшими соискателями, чтобы убедиться в их профессиональных качествах. Можно провести личное собеседование, а также использовать средства дистанционной связи.

Для поиска временного персонала можно использовать сервисы OLX, Work.ua, Jobs.ua, Trud.ua и другие, имеющие хорошую репутацию и высокую посещаемость. Также стоит изучить вакансии соискателей, ведь многие сезонные сотрудники активно распространяют свои резюме. Еще одно хорошее решение – использование потенциала социальных сетей, ведь объявление о сезонном расширении штата можно опубликовать в тематических группах Facebook, Instagram и на других площадках.

Work.ua

Особенности адаптации временного персонала

Отсутствие мотивации – главный минус сезонного персонала, от которого предприниматель не защищен даже в том случае, если привлекает кадры через рекрутинговые агентства. Поэтому стоит разработать и внедрить гибкие программы, которые помогут временным сотрудникам быстро влиться в коллектив без стрессов и конфликтов:

  • построение гибкой кадровой вертикали, в которой постоянные и временные сотрудники будут коммуницировать;
  • развитие корпоративной этики, а также системы обучения временного персонала, имеющей форму наставничества;
  • обеспечение временных сотрудников рабочим местом, техникой – всем тем, что необходимо для ведения нормальной профессиональной деятельности;
  • разработка удобных графиков, например, сутки через сутки, с сокращенным трудовым днем или возможностью самостоятельно планировать рабочее время;
  • внедрение бонусов и других систем мотивации временных сотрудников;
  • доступ к привилегиям постоянного персонала, например, бесплатные напитки в офисе или обед за счет работодателя, возможность купить товары в интернет-магазине со скидкой или по цене закупки.

Конечно, системы мотивации и поощрений зависят от возможностей бизнеса, однако наладить нормальную работу без них будет достаточно сложно.

В заключение

Временный персонал – оптимальное решение для владельцев интернет-магазинов, которые страдают от сезонных колебаний. Если бизнес испытывает потребность в такой HR-политике, то необходимо постоянно работать со штатным персоналом, развивая в нем корпоративное единство и навыки, которые помогут временным работникам быстро интегрироваться в коллектив. Поиском персонала необходимо начать заниматься за 4-5 недель до предполагаемого всплеска продаж, рекомендуется использовать авторитетные площадки или делегировать задачу HR-специалистам. Последний вариант является более надежным и простым.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

15 товаров, которые легко продавать в любое время года

17.09.2020
Владельцы интернет-магазинов, в которых представлены сезонные товары, ежегодно сталкиваются с периодом низких продаж. Спад покупательской активности может затронуть другие ниши,...

Резкое падение трафика на сайте интернет-магазина: причины, признаки, способы решения проблемы

15.09.2020
Отрицательные показатели трафика способны вызвать шквал эмоций – от недоумения до легкой паники. Однако стоит отбросить в сторону волнение, ведь...

Обновления выгрузок на площадки, Диалогов, фильтр по источникам заказов, поиск по параметрам

11.09.2020
Обновления Диалогов 1. Исправили баг из-за которого не отправлялись сообщения по статусам заказа на тарифе "Базовый". 2. Добавили возможность переотправить...

13 способов, которые помогут снизить процент отказов на сайте интернет-магазина

10.09.2020
Во время проверки статистики коммерческого сайта стоит учитывать показатель отказов. Он имеет важное значение и указывает на то, сколько пользователей...

Конкурентная разведка: как работает, зачем нужна интернет-магазину

08.09.2020
Сбор информации о конкурентах – одна из важнейших задач в сфере бизнеса, необходимая для принятия управленческих, финансово-экономических, кадровых и прочих...

Мошенничество на рабочем месте: как защитить интернет-магазин от нечестных сотрудников

03.09.2020
Каждый человек, ведущий бизнес в сфере электронной коммерции, не понаслышке знаком с мошенничеством. Оно исходит от покупателей, партнеров и поставщиков,...

Как работать с возражениями и бороться со страхами онлайн-клиентов?

01.09.2020
Делая покупки в наземных магазинах, клиенты спокойны, ведь они видят товар, получают чек и могут обратиться с претензией к продавцу...

Правила выбора доноров для обратных ссылок, основные ошибки и подводные камни

25.08.2020
Одним из важных элементов внешней оптимизации является наращивание ссылочной массы, которая повышает авторитет сайта интернет-магазина для поисковых систем. При выполнении...

Продвижение бренда в интернете: этапы, стратегии, секреты

20.08.2020
Бренд является фабричной маркой, при продвижении которой компанию ожидает успех. Чем популярнее бренд, тем больше клиенты готовы платить за его...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению

Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Самостоятельно ・ Без программистов ・ Надежный хостинг ・ Поддержка 24×7 ・ Готовые шаблоны дизайна・ Продвижение・ Интеграции оплаты, доставки и 1С