Синдром профессионального выгорания: что это за болезнь и как от нее избавиться

Сотрудник показывает отличные результаты работы и вдруг становится безынициативным, поникшим, раздражительным. С подобной ситуацией в кадрах сталкивается любая организация. Обычная усталость, болезнь, непонятный всеобщий вирус? Психологи называют данное явление профессиональным выгоранием. В силу разных причин к нему склонно большинство жителей Украины. Не попасть в зону риска поможет четкое представление о профилактике и способах борьбы с неприятным синдромом.

Синдром профессионального выгорания: основные группы риска, возможные последствия

Первые упоминания о синдроме появились в 70-х годах прошлого века. Понятие сформулировал американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Анализируя поведение людей, связанных с необходимостью постоянного общения в поле профессиональной деятельности, он выявил определенные закономерности в личностных изменениях.

Изучение проблемы подхватили специалисты всего мира. Ее сопоставили с ярким эмоциональным образом – запахом горящей психологической проводки. Отсюда произошло нынешнее название термина.

Профвыгорание – состояние, возникающее вследствие внутреннего накопления негативных эмоций. Синдром развивается на фоне хронической депрессии, стресса, ведет к полному истощению эмоциональных, энергетических ресурсов личности, серьезным психосоматическим расстройствам.

профессиональное выгорание

Поначалу исследователи ошибочно считали главными жертвами недуга медицинских работников и педагогов. Позже в зону риска добавили руководителей разных сфер, спасателей, полицейских, специалистов в отрасли рекламы, продаж, представителей коммуникативных, творческих профессий.

Условно выделяют несколько категорий, наиболее подверженных выгоранию. Эти люди:

  1. По долгу службы вынуждены постоянно общаться, взаимодействовать – с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями.
  2. Замкнуты в себе – накапливают негативные эмоции внутри, не делятся переживаниями с окружающими.
  3. Боятся потерять работу – из-за возраста, высокой конкуренции, завышенных требований руководства, необходимости непрерывно доказывать личный профессионализм.
  4. Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности – не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы.
  5. Излишне самокритичны – болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, занижают самооценку.

Несмотря на общепринятые каноны, в список «пострадавших» может угодить специалист любой области. Профвыгорание не обходит и персонал интернет-магазина. Ярким примером клинической картины в сфере e-commerce служит грубое, раздражительное общение менеджеров с клиентами. В большинстве случаев причина кроется в упадке сил, моральном, физическом, эмоциональном истощении консультанта. Подобные факторы свидетельствуют о профессиональном выгорании работника.

группа риска спв

Отсутствие необходимого внимания к борьбе с синдромом опасно. Вытекающие неприятности для сотрудника связаны с психосоматикой. На фоне хронического стресса, депрессивных состояний развивается ряд сопутствующих заболеваний, появляются головные боли, общая слабость, снижается иммунная защита, повышается восприимчивость к инфекциям, вирусам.

Для компании последствия очевидны – падение эффективности труда приводит к невыполнению поставленных задач, финансовым потерям, сокращению прибыли.

Проявление синдрома: ключевые симптомы, этапы

Синдром развивается скрытно и постепенно: «выгорающий» сотрудник заметен не сразу. Первыми под удар попадают трудоголики, которые посвящают работе львиную долю свободного времени, трудятся на износ, мало отдыхают. На начальной стадии организм терпит нагрузки, борется с усталостью. Вскоре он сдает, начиная забастовку. Когда произойдет сбой, зависит от индивидуальных обстоятельств, выносливости конкретного работника.

Ранние симптомы часто путают с обычной депрессией. Работники с признаками профвыгорания:

  • испытывают сильную усталость, апатию;
  • теряют оптимизм, интерес к работе, окружающему миру;
  • истощаются морально;
  • не расположены к общению, негативно относятся к сослуживцам, клиентам;
  • безразличны к результатам труда;
  • не стремятся к карьерному росту;
  • не видят смысла в прилагаемых усилиях.

Существует несколько этапов выгорания:

  • начальный – наблюдаются незначительные изменения в поведении, специалист допускает мелкие ошибки, проявляет забывчивость, упускает нюансы, наступает нервно-психическая напряженность;
  • промежуточный – снижается заинтересованность, уменьшаются потребности в общении, нарастает раздражительность, возникают устойчивые психосоматические нарушения;
  • финальный – выгорание буквально испепеляет работника, притупляя представление о жизненных ценностях, вызывая полную апатию, иногда – разрушение личности.

стадии выгорания

Дабы быстро выпутаться из разрушающего состояния, важно выявить неладное на начальной стадии. «Выгорающий» специалист обычно не осознает серьезности происходящего. Жертве не помешает помощь – от родных, коллег, непосредственных руководителей.

Эксперты выделяют три группы факторов, провоцирующих развитие симптомов:

  1. Физиологические. Проявляются бессонницей, физическим истощением, ухудшением концентрации внимания, заболеваниями кожи, чрезмерной потерей или набором веса.
  2. Социальные. Выражаются в повышенной раздражительности, нервных срывах, эмоциональном равнодушии, излишнем чувстве ответственности, переходящем в страх перед работой.
  3. Поведенческие. Сотрудник безразлично относится к обязанностям, опаздывает, старается пораньше уйти, открещивается от ответственных задач, отстраняется от коллег, злоупотребляет алкоголем.

симптомы проф выгорания

Порой симптоматика носит «вирусный» характер, охватывая компанию целиком. Об этом говорит физическая, эмоциональная нестабильность подавляющего большинства персонала, характеризующаяся похожими признаками и поведенческой моделью. Фирма страдает от неадекватной текучки кадров, в коллективе царит напряженная атмосфера, регулярно возникают конфликты.

Причины выгорания в коллективе

Что превращает активных и энергичных менеджеров, продавцов, операторов, курьеров в равнодушных, унылых сотрудников, не вызывающих доверия у клиентов? Причин множество:

  • несправедливая система вознаграждений. Низкая зарплата, отсутствие моральных и материальных поощрений, комфортной рабочей среды, стимула для профессионального развития;
  • ошибки в тактике и стратегии руководства. Невыполнимые требования, предъявляемые начальниками, необъективные критерии оценивания результативности труда, отсутствие продуманной мотивации, постановка противоречивых задач;
  • интенсивный график. Слишком растянутый рабочий день, беспрерывное обслуживание бесконечного потока клиентов, нехватка времени на удовлетворение элементарных потребностей;
  • разрыв между личными социальными убеждениями и корпоративными правилами. Несоответствие установленных норм реальной политике компании;
  • разочарование в профессии. Неоправданно завышенные ожидания от работы на конкретной должности из-за непонимания специфики деятельности;
  • острая реакция на неудачи. Чрезмерная восприимчивость, нежелание брать ответственность, уклонение от нестандартных задач после предыдущих промахов.

причины выгорания

В совокупности перечисленные причины вызывают антипатию, нередко и ненависть к работе. Сотрудник просто перегорает, ему ничего не приносит удовольствия, все кажется бессмысленным.

Действенные меры профилактики

Гораздо проще не допустить развития выгорания, нежели с ним бороться. Уберечься помогут надежные способы защиты от злополучного синдрома.

Придерживайтесь стратегии пассивного сопротивления

На давление начальства, сослуживцев и клиентов нужно уметь правильно реагировать. Не пытайтесь усиленно вникать в чужие проблемы. Почувствовав признаки утомления, попробуйте не раздражаться, не повышать голос на собеседников. Держите эмоции под контролем, отвечайте размеренно, спокойно. Постарайтесь отключиться, возьмите короткий перерыв на чаепитие.

При сильной усталости, недомогании не беритесь за выполнение ответственных, творческих задач. По возможности отложите их, пока не придете в норму. Научитесь правильно воспринимать неудачи: без самоуничижения и приступов агрессии.

Поставьте четкие разграничения

Семья, отдых, увлечения должны обязательно присутствовать в личном графике. Это ключевые источники ресурсов, смысл двигаться вперед, жить полноценно. Концентрируясь исключительно на работе, вы рискуете остаться у «разбитого корыта».

Не бойтесь перемен

Достигнув потолка собственных возможностей, не оставайтесь неподвижным. Размышляйте о перспективах, ищите новые цели, пути самореализации. Если на текущей работе продвижение вверх по служебной лестнице невозможно, стоит сменить поле деятельности.

этапы поиска себя

Корректируйте ожидания

Выбирая подходящее профессиональное направление, избегайте занятий не по душе. Отдавайте предпочтение должности, вызывающей особый энтузиазм. Однако не вздумайте идеализировать профессию и ставить завышенных ожиданий. Оценивайте ситуацию трезво, предотвращая ненужные разочарования.

Правильно расставляйте приоритеты

Бережно относитесь к здоровью. Соблюдайте режим сна, пересмотрите рацион питания, не пренебрегайте физической активностью. Приобретайте новый жизненный опыт: заводите полезные знакомства, читайте профессиональную и художественную литературу, посещайте интересные культурные мероприятия.

Корпоративная профилактика

С целью корпоративной профилактики выгорания руководству компаний следует позаботиться о грамотной организации коррекционных мероприятий. Желательно проводить психологические тренинги, задействовать квалифицированных специалистов, периодически устраивать ситуативные занятия, ролевые игры.

Также важна правильная мотивация – комфортные условия для работы и отдыха, техническая оснащенность рабочих мест, доброжелательное отношение, достойная оплата труда.

мотивация персонала

Эффективный план против наступившего недуга

«Выгоревшим» сотрудникам необходима полная перезагрузка. Предлагаем взять на вооружение проверенный план действий, включающий непосредственные методы борьбы с синдромом:

  1. Анализ несоответствия ожиданий и реальности. Распишите на бумаге представления об идеальной работе и имеющиеся факты, разбив пункты по отдельным колонкам. Выявленные различия – повод для раздумий, проработки, изменений.
  2. Техники релаксации. Изучите и применяйте на практике специальные упражнения, снимающие эмоциональное напряжение. Займитесь йогой, предоставляя организму возможность полностью расслабиться.
  3. Кадровая перестановка. Чрезмерное общение является главным толчком к профвыгоранию. В группе риска – скромные, застенчивые личности. При переизбытке коммуникаций с «трудными» клиентами, попробуйте поменять дислокацию. Перейдите на более пассивную должность, предполагающую работу с техникой, документацией.
  4. Дауншифтинг. Возьмите тайм-аут. Займитесь вдохновляющим и творческим делом, временно отложив офисную работу. Книги, рукоделие, рисование, охота, рыбалка – любимые занятия помогут очистить сознание, провести самоанализ и сделать соответствующие выводы.
  5. Помощь специалиста. При отсутствии результата от предложенных методов стоит обратиться к профессионалу. Наиболее компетентны в подобных вопросах психологи, в запущенных случаях на последних стадиях выгорания – психиатры.

Выводы

От профессионального выгорания не застрахован никто. Однако его легко преодолеть, будучи уверенным в собственных способностях. Подходите к задачам с позитивным настроем, старайтесь принимать быстрые конструктивные решения в нестандартных ситуациях. Берегите себя, избегайте переработок, эмоционального перегруза, не бойтесь остаться за бортом из-за высокой самооценки. Всегда найдется работодатель, дорожащий активным, приветливым сотрудником, полным энергии и новых идей. Помните простое правило: выгорание легче предупредить, чем вылечить.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин по продаже сумок

14.02.2019
У настоящей модницы в шкафу пылятся минимум 3 сумки! Поэтому бизнес, основанный на продаже этого аксессуара, сулит своему владельцу хорошую...

ТОП 10 трендов SEO в 2019 году: эффективные способы продвижения

13.02.2019
Хотите знать, какие способы и методы будут эффективными для продвижения сайтов в 2019 году? Как занять первые позиции в поисковой...

Юзабилити интернет-магазина: как сделать сайт максимально удобным для клиентов

12.02.2019
Сложная структура и неудобство сайта обрекают интернет-магазин на провал. Такие площадки практически не способны удерживать посетителей, а потому их конверсионные...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин тканей с нуля

07.02.2019
Реализация тканей – выгодный бизнес, ведь материалы для пошива одежды, штор, обивки мебели в Украине покупают очень активно. Мы расскажем...

Навигация интернет-магазина: разработка структуры, типичные ошибки и удачные примеры

05.02.2019
Удобная площадка, на которой можно легко сориентироваться и быстро отыскать нужную информацию, привлекает гораздо больше покупателей, чем сложный, запутанный сайт....

Пошаговая инструкция: Как открыть онлайн секс-шоп

31.01.2019
Сегодня товарами для взрослых никого не удивишь. Их активно покупают, поэтому такой бизнес способен принести солидную прибыль. Мы подготовили инструкцию,...

Каким должен быть интерфейс интернет-магазина: основные элементы и правила оформления

29.01.2019
Встречают «по одежке» не только людей. Внешний вид и удобство пользования сайтом оказывают непосредственное влияние на количество продаж и уровень...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин нижнего белья

24.01.2019
Возможность получать существенную прибыль есть в любой нише бизнеса. Главное – подойти к делу правильно, заранее продумать нюансы и учесть...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин игрушек с нуля

22.01.2019
Работа в сфере электронной коммерции способна принести хороший доход. Перспективным направлениям является реализация игрушек. О том, как открыть онлайн-магазин по...

Как открыть интернет-магазин автозапчастей с нуля

18.01.2019
Электронная коммерция в Украине является одним из лучших способов сбыта товаров. По статистике более 50% клиентов оформляют заказы в интернет-магазинах,...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению