Налоговый, бухгалтерский, складской учет интернет-магазина: правила и особенности

Каждый предприниматель сталкивается с вопросами учета своего интернет-магазина. Даже сведущим в области бухгалтерии, налогов предпринимателям требуется некоторое время, чтобы понять как адаптировать обязательные процедуры для онлайн формы деятельности. Для понимания ключевых моментов бухгалтерской, налоговой, складской регистрации интернет-магазина, следует ознакомиться с материалами, собранными в данной статье.

Бухгалтерский учет онлайн-магазина, его особенности 

Продажа изделий через интернет особенно популярна в среде малого бизнеса. К этому есть две ключевые предпосылки:

  1. Получение более высокой доходности за счет минимизации расходов на аренду или покупку помещения для организации точки офлайн-продаж, содержание меньшего числа работников.
  2. Возможность предложения покупателям более конкурентоспособных цен благодаря минимизации издержек.

Несмотря на такие особенности, есть ряд обязательных процессов, перечень необходимых активов для успешного функционирования магазина. Они не отличаются от тех, что подразумевает стандартная розничная торговля в офлайн-пространстве. Например, наличие складского помещения. Даже если бизнес ведется исключительно посредством цифровой среды, предприниматель должен обладать той базой, где будет храниться весь предлагаемый им ассортимент. Прямым следствием данной необходимости становится потребность документирования подобных активов. 

бух учет это

Ведение бухучета работающего в сети магазина требует проведения большого числа разнообразных операций. Существует несколько способов осуществления подобной работы: наем бухгалтера, самостоятельное ведение, аутсорс.

Хранение товаров, их движение 

Стоит напомнить, что бухучет обязаны вести все хозяйствующие субъекты Украины, вне зависимости от формы деятельности. Магазины не являются исключением, ведь являются юридическими лицами или предпринимателем. Каждый из этапов повседневной работы подразумевает свой перечень обязательных для оформления документов:

  1. Поступление товара. Для заведения его в общую систему регистрации нужна первичная документация, которой является товарная накладная. На основании ее ведется прием, ввод в базу учета.
  2. Заказ товара покупателем. Процедуры оформления, подтверждения, оплаты обязательно должны прописываться на одном из разделов интернет-магазина.
  3. Отгрузка товара. Здесь снова нужна товарная накладная, выступающая основанием для списания со складского реестра конкретного изделия. Документ является подтверждением отгрузки номенклатурной единицы.
  4. Доставка товара. Подтверждением получения заказа является прием клиентом груза по товарной накладной. Документ содержит информацию о ключевых спецификациях изделия, количестве единиц, основные данные о получателе, отправителе.

Оплата 

В общей цепочке действий отдельное внимание стоит уделить подтверждению получения платежа. Проводиться он может онлайн, при самовывозе наличными, наложенным платежом при отправке почтовым отправлением. Возможно использование безналичного расчета. Тогда нужно документировать доходы юридического лица, подготовить подтверждающие документы поставки:

  • товарная накладная;
  • счет;
  • счет-фактура (если деятельность ведется с НДС).

При наличном способе взаиморасчетов требуется подготовка чеков об оплате. Придется пройти процедуру регистрации контрольно-кассового аппарата. Она аналогична той, что проходят офлайн-магазины. Освобождаются от приобретения ККТ плательщики единой пошлины физлица и точки продаж, если выручка за год находится на уровне ниже 1 млн гривен. Не будут нести ответственность за отсутствие кассы магазины, продающие изделия собственного производства, выдающие при покупке приходно-кассовый чек.  

Расходы интернет-магазина 

Любой хозяйствующий субъект должен учитывать прибыль, затраты для составления отчетности перед надзорными органами, правильной калькуляции размеров пошлин, анализа деятельности компании, планирования финансовых операций. 

Список расходов магазина может содержать следующие затраты:

  • оформление сайта силами подрядных предприятий;
  • услуги по продвижению, размещению рекламы;
  • техническое обслуживание сайта;
  • сотрудничество с системами электронных платежей, взимающих комиссию за операции;
  • осуществление курьерской доставки.

Это не все виды затрат интернет-магазина, лишь наиболее частые. Каждая из аналогичных позиций требует задокументированного подтверждения понесенных расходов (акт приема-передачи, договора, накладные, прочее).

расходы интернет магазина

Налоговый учет интернет-магазина 

Метод налогообложения влияет на способ осуществления бухучета. Система расчета налогов может использоваться упрощенная или общая. Последняя форма не имеет ограничений по видам деятельности, размерам прибыли, штату наемных сотрудников. Минусами данного вида является обязательное использование регистратора расчетных операций, отчисление 22% ЕСВ от дохода. С текущего года предусмотрена оплата минимального страхового платежа. Он составляет 819 гривен. 

Упрощенную систему налогообложения могут использовать далеко не все хозяйствующие субъекты. Она доступна сельхозпроизводителям, предпринимателям с доходом в год до уровня 5 млн гривен. Все юридические лица на УСН разделены на 4 группы, с разными ограничениями по количеству найма сотрудников, размеру уплачиваемой пошлины. 

Стоит понимать, что для подготовки отчетности перед контролирующими налоговыми органами, требуется собирать все без исключения документы, подтверждающие любую хозяйственную операцию. Значительно упрощается данный процесс за счет сотрудничества со службами по доставке. Тогда они выступают как агенты, которые принимают от покупателя оплату, осуществляют выдачу чеков, а доход перечисляют на расчетный счет магазина.  

Складской учет

Подобный вид регистрации ТМЦ требуется, чтобы организовать корректную работу бухгалтерии, а также грамотное функционирование самого онлайн-магазина. Отражение всех без исключения операций, связанных с  любым движением товаров, облегчает работу менеджеров, позволяет предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, когда заказывается уже закончившаяся позиция. 

Складской реестр ведется посредством составления приходных документов, бумаг, подтверждающих списание. Удобно использовать специализированные программы (1С, Мой Склад, прочие).

складской учет

Нужен ли бухгалтер онлайн-магазину 

Многие предприниматели желают сэкономить, отказавшись от работы профессионального специалиста, способного вести регистрацию хозяйственных операций, составлять налоговые отчетности. Подобное решение является целесообразным для начинающих магазинов с небольшим оборотом. Если владелец знает основы бухгалтерского дела, то может какое-то время взять данные обязанности на себя. 

Для организации работы крупного интернет-магазина с общей схемой налогообложения требуется отдельный сотрудник. Формирование бухгалтерии потребует значительных расходов, включающих:

  • оплату труда специалиста;
  • создание рабочего места;
  • приобретение лицензированных программ.

Сэкономить и упростить данную часть организации работы возможно за счет обращения к аутсорсинговым услугам или найма сотрудника, работающего удаленно. Ведение складского реестра можно делегировать менеджерам, которые посредством облачных сервисов могут получать первичные документы, синхронизировать остатки.

Поэтапная организация бухучета онлайн-магазина

Магазины, работающие в сети, должны выбрать адекватную обстоятельствам, особенностям своей деятельности систему налогообложения, подготовить корректную политику ведения складского, бухгалтерского, налогового учетов. Каждый из этих этапов требует отдельного детального рассмотрения.

Выбор системы налогообложения

Проанализировав общую и упрощенную схему, удается прийти к выводу, что большинству интернет-магазинов наиболее приемлемой является форма УСН. Существует две базовые причины:

  1. В случае выплаты упрощенных налогов не требуется уплата налога на имущество, сами ставки ниже. Таким образом, достигается существенная экономия.
  2. Ведение бухгалтерии по УСН не подразумевает столь большого количества усилий, как при ОСН. Подобное положение позволяет сократить расходы на наем отдельных специалистов, прочие затраты, связанные с организацией бухгалтерии.

плюсы усн

Таким образом, если онлайн-магазин имеет малочисленные или средние обороты, стоит отдать свое предпочтение так называемой упрощенной системе. Выбрать ее могут предприниматели, соответствующие следующим критериям:

  1. Годовой оборот не превышает размера 300 тысяч гривен. Налоговая ставка будет исчисляться в размере 1-10 долей от минимальных заработных плат в стране. Наем сотрудников невозможен.
  2. Годовой оборот до 1,5 млн гривен. Штат может содержать не более 10 работников. Налог будет исчисляться по ставке 2-20% от минимального прожиточного минимума.
  3. Годовой оборот до отметки 5 млн гривен. Количество работников не имеет ограничений. Ставка налога выбирается исходя из наличия НДС. Она может устанавливаться в диапазоне 3-5%.

В первых двух случаях налоговым периодом будет считаться год, а для предпринимателей с наиболее высокими оборотами — квартал. Онлайн-магазины с доходом до 1,5 млн гривен уплачивают налог на ежемесячной основе как авансовый платеж. Для остальных выплаты производятся на ежеквартальной основе.

Организация бухгалтерского, налогового учетов

После того как выбор системы налогообложения сделан, необходимо определить каким образом структурировать порядок ведения бухучета, какие инструменты, программное обеспечение потребуется. Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно понимать список совершаемых в ходе работы онлайн-магазина процедур, перечень документов для их проведения, оформления. 

В большинстве своем продажа товаров, изделий посредством интернета подразумевает следующие расходы:

  • техническое поддержания работы веб-ресурса;
  • закупка товаров;
  • хранение;
  • услуги доставки;
  • возврат товара в случае его непригодности;
  • рекламные, другие затраты.

Для обеспечения всех этих расходов достаточной документальной базой, фиксирования получаемых доходов, необходимо проведение множества операций. Ведение бухучета онлайн-магазина требует осуществления следующих процедур:

  1. Составление, заключение договоров, соглашений.
  2. Подготовка товарных накладных.
  3. Осуществление оплаты через кассу хозяйствующего субъекта.
  4. Перечисление обязательных платежей, в том числе и налоговых.
  5. Составление, направление отчетности надзорным, контролирующим органам.
  6. Начисление заработной платы.

Каждая из подобных процедур должна быть подкреплена документально. Нужные бумаги должны оформляться в печатном и электронном виде одновременно. Подтверждением легитимности документов является наличие подписи ответственных лиц.

Легитимность

В качестве заключения

Каждый интернет-магазин является хозяйствующим субъектом (юридическим лицом или предпринимателем), а потому обязан вести бухучет. Данный процесс невозможен без организации грамотного складского реестра. 

В проведении подобных операций, уплаты налогов, взаимодействия с контролирующими структурами без специальных знаний, навыков не обойтись. На первое время стоит отказаться от найма бухгалтера или передать его полномочия сотруднику, работающему удаленно. По мере роста оборотов придется задуматься об организации полноценной бухгалтерии. 

Ключевая сложность организации учета интернет-магазина заключается в выборе наиболее подходящих систем, разработки стратегии его ведения. В остальном бухгалтерия, налогообложение, отслеживание движения ТМЦ не представляет серьезных сложностей, если на начальном этапе процесс был правильно структурирован, организован.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Бизнес-план для интернет-магазина от А до Я: ключевые аспекты и этапы разработки документа

13.11.2018
Любой коммерческий проект нуждается в тщательно продуманном бизнес-плане. Это фундамент, который даст четкое представление о целях компании, оптимальных способах их...

Все о дропшиппинге: как получать прибыль от интернет-магазина без существенных вложений

08.11.2018
За последние несколько лет сфера e-commerce стала одной из наиболее перспективных для коммерческого бизнеса площадок. Начать собственное дело в нише...

Стили управления персоналом: выбираем лучший инструмент HR-менеджмента для интернет-магазина

06.11.2018
В европейских, американских компаниях системы управления персоналом существуют давно. Количество сотрудников кадровых служб достигает 1-1,5%. Тенденция обретает популярность в Украине....

Особенности сотрудничества с китайскими поставщиками: где искать партнеров и как с ними работать

01.11.2018
Поиск поставщиков – важнейший организационный момент, который следует продумать еще на этапе планирования бизнес-проекта. Выбирая между европейскими, американскими и азиатскими...

Правила составления семантического ядра – от анализа онлайн-магазина до внедрения

30.10.2018
Поисковые системы любят хорошо оптимизированные сайты. Под оптимизацией подразумевается составление, внедрение семантического ядра. Набор слов, фраз позволит пользователям найти ваш...

Сезонные колебания в интернет-магазине - советы по антикризисным мероприятиям

25.10.2018
Сезонность спроса может ввергнуть в депрессию любого владельца интернет-магазина. Мы подготовили небольшую обзор плюсов, минусов этого явления, антикризисную инструкцию.

Товарные рекомендации в интернет-магазине – от внедрения до финишных результатов

23.10.2018
Пользователям, посещающим онлайн-магазин, необходимо помогать. Подключения консультанта, технической поддержки иногда бывает недостаточно, тогда на помощь приходят товарные рекомендации. О том,...

Идеальная структура интернет-магазина: основные элементы, правила создания и схемы

19.10.2018
Внешний вид, «начинка», структурированность страниц играют ведущую роль в процессе достижения главных целей коммерческих ресурсов. Качество данных составляющих предопределяет уровень...

Особенности ситуативного маркетинга: как бесплатно прорекламировать бренд с помощью инфоповода

16.10.2018
Сфера электронной коммерции переполнена всевозможными предложениями в разных отраслях. Постоянно соперничая за внимание покупателей, интернет-магазины стараются использовать инновационные маркетинговые схемы,...

Ведение деловых переговоров с клиентами и партнерами интернет-магазина

11.10.2018
Умение вести переговоры – важный навык и основополагающий фактор успеха для персонала интернет-магазина. От этого зависит возможность заключения выгодных сделок,...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению